Форма входа

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СС


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск





Воскресенье, 24.09.2017, 18:43
Приветствую Вас Гость | RSS
МБОУ СОШ с. Нижнебалтачево
Главная | Регистрация | Вход
Методические разработки


Главная » Файлы » Конспекты уроков » Губаева О. М.

Сложносочиненное предложение. Случаи постановки знаков препинания перед союзом и.
[ ] 13.11.2010, 08:28

Тема: Сложносочиненное предложение.
Случаи постановки знаков препинания перед союзом и.

Цели. Повторение, обобщение и углубление сведений об основных группах сложносочиненных предложений по значению и союзам; формирование умения находить такие конструкции и определять их структуру, устанавливать смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.
Совершенствование навыков разграничения простых и сложных предложений.
Расширение и углубление знаний учащихся о постановке знаков препинания между частями сложносочиненного предложения, формирование соответствующих пунктуационных умений и навыков.

Материал для словарной работы: километр, громадный, экипаж, неизъяснимый, распространение, традиционный, грамматика, классификация

Материал для словарно-семантической работы: инертный, динамичный

Основное содержание урока

I. Орфографическая пятиминутка – запись словарных слов с комментированием.

II.  Словарно-семантическая работалайд 1

Инертный [нэ]  1) бездеятельный, пассивный, вялый, безынициативный.

Инертный человек.

                              2) (спец.) обладающий инерцией. Инертные газы.

-- Объясните значение слова.

-- Подберите антонимы к 1-ому значению (активный, деятельный, энергичный, инициативный).

-- Образуйте производные слова: инертно (нар.); инертность (сущ.)

           Динамичный – богатый движением, действием, внутренней силой. Динамичный диалог в пьесе. Динамичный танец.

III. Слово учителя о целях и задачах, связанных непосредственно с темой урока.

Сегодня мы будем повторять теорию по теме урока, развивать навыки пунктуационного анализа предложения, совершенствовать умение обобщать, сравнивать, делать выводы и, конечно же, как на любом уроке, опираясь на уже известное, изученное, узнаем и кое-что новое и интересное о сложносочиненном предложении. И это новое будет связано и с пунктуацией сложносочиненных предложений. Слайд 2

IV. Повторение, обобщение и углубление теоретического материала по теме урока.

Прочитаем формулировку темы урока, найдем в ней ключевые слова и определим содержание терминов. (Ключевые слова темы урока – сложное предложение, сложносочиненное предложение, пунктуация.)

Определим содержание выделенных нами терминов.

 1. Дайте определение сложного предложения. (Сложным называется предложение, состоящее из нескольких частей, каждая из которых имеет собственную грамматическую основу, связанных в единое целое по смыслу и интонации.)

Хочу обратить ваше внимание на то, что не следует называть части сложного предложения простыми предложениями, так как они не обладают таким признаком простого предложения, как интонационная завершенность, и приобретают законченность интонационного рисунка только в составе сложной конструкции.

2. Какие предложения называются сложносочиненными? Слайд3  Давайте вспомним основные группы ССП, их союзы и значение. Слайд4-11

    3.  Что такое пунктуация? (Пунктуация – это система знаков препинания и правил их употребления. Пунктуация служит для передачи на письме особенностей строения предложения, его интонации и для членения текста.)
     А так ли уж важно, как мы будем ставить знаки препинания и будем ли вообще их употреблять?

(Еще в средних классах мы часто и много размышляли над этим вопросом – и пришли к выводу, что знаки препинания очень важны: иногда их отсутствие или неправильная расстановка может привести к искажению смысла высказывания или абсурдному истолкованию.
Знаки препинания должны расчленять речь на ее составные части таким образом, чтобы каждая часть была осмысленной, являлась бы носительницей определенного значения.
Кроме того, на уроках русского языка и литературы, особенно в старших классах, мы не раз обращали внимание на роль многоточия, восклицательных и вопросительных знаков в поэтических текстах, где они выступают в качестве специального приема, призванного помочь поэту ярче, глубже выразить мысль.)

Поскольку мы пришли с вами к выводу о важной роли знаков препинания, о необходимости правильно их использовать в предложениях, давайте вспомним, какие знаки препинания и в каких случаях употребляются в сложносочиненном предложении.(Запятая ставится между частями сложносочиненного предложения перед соединительными, противительными, разделительными союзами) Слайд12

         V. Анализ сложносочиненных предложений с объяснением постановки знаков препинания.

Успешное изучение пунктуации в сложносочиненном предложении во многом зависит от степени усвоения правил постановки знаков препинания между однородными членами.
     Части, входящие в состав сложносочиненного предложения, связываются по способу сочинения, между ними устанавливаются те же смысловые отношения, что и между однородными членами, и используются те же средства связи, аналогична в них функция знаков препинания, сходны по своим действиям пунктуационные правила.
     Поэтому, прежде чем анализировать сложносочиненные предложения, предлагаю закрепить навыки разграничения простых и сложных предложений с союзом и.

Задание. Выпишите из предложений конструкции: союз и (обводя его кружочком) и то, что он соединяет: однородные члены или части сложносочиненного предложения (в последнем случае выпишите грамматические основы). Сделайте устно вывод о пунктуации в этих предложениях. Слайд 13

1.Что-то послышалось в кустах, и мальчики переглянулись и остановились. (ССП с однородными членами. первый союз и соединяет две грамматические основы, второй – однородные члены.)

2.Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звёзды, и луну. (Простое предложение с однородными членами, соединенный бессоюзной связью и при помощи союза и ).

3.Открыли киоск, и теперь там продают газету. (ССП: киоск открыли одни, газеты продают другие)

4.Дедушка был дома и сам открыл дверь. (Простое предложение с однородными членами).

 

Части сложносочинённого предложения отделяются друг от друга запятой. Слайд 14-15

Исключения:

1. Если соединены два вопросительных, два побудительных, два восклицательных, два назывных, два безличных предложения с одинаковыми главными членами.

2. Если имеется общий элемент: общий второстепенный член, общий сравнительный оборот, общее вводное слово и др.

Запомни. Слайд 16

l     Однако если союз повторяется, то запятая ставится между частями сложноподчинённого предложения и при наличии общего элемента.

Задание. Попробуйте свои силы в составлении сложносочиненных предложений. Составьте сложносочиненные предложения по картине И.Репина «Пушкин на лицейском экзамене», употребляя разные союзы. Избегайте типичных недочетов: 1) многосоюзия, 2) неуместного употребления союза для соединения двух предложений, в которых сказуемые выражены глаголами разных видов или разных времен.
(Для слабых учеников возможно задание: перепишите предложения с карточки, образуя, где это возможно, из простых предложений сложносочиненные.
Слайд 17-19
Текст может быть примерно следующим:

На картине И.Е. Репина запечатлен исторический момент: выступление Пушкина на экзамене в Лицее.
Мы видим парадный зал Лицея, где проходил экзамен. Зал не очень велик, но красив. Светлый, с широкими окнами, зеркалами во всю стену, блестящим паркетом. Стены окрашены под цвет розового мрамора. Четыре колонны поддерживают расписной потолок.
Посредине зала между колоннами находится длинный стол, покрытый красным сукном с золотой бахромой. (а) Поодаль от стола все пространство зала уставлено рядами кресел. На креслах расположились родственники лицеистов.
          За столом – многочисленные члены экзаменационной комиссии. (и) Среди них Гавриил Романович Державин. Привстав со своего места и приложив руку к уху, Державин внимательно слушает чтение юного Пушкина.
          Пушкин стоит посредине зала в двух шагах от уважаемого всеми поэта. (и) Ему радостно и страшно. В парадном мундире, белых панталонах, высоких сапожках, вытянув вперед правую руку, юный поэт читает с необыкновенным оживлением. (и) Светлое, радостное чувство наполняет всех присутствующих в зале.
(Союзы в скобках даны для учителя.)

 

VI. Закрепление знаний. Тесты. Слайд20-24

1. Укажи сложносочинённое предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания

1. Я всю жизнь провёл около озера и знаю на нём каждый островок.

2. Лес учил меня быть наблюдательным и это пригодилось мне впоследствии.

3. Любите труд, и пусть вам будет жаль с ним расставаться.

4. Нет ответа

2. Укажи сложносочинённое предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания

1.Берёзка мила и при солнце, и в самый серый день, и при дождике.

2.Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.

3. Дари щедрее счастье людям и сам ты будешь им богат.

4. Нет ответа.

3. Укажи сложносочинённые предложения, в которых постановка знаков препинания соответствует правилам

1. В ущелье глухо ревела река и пахло сосновой хвоей и сыростью.

2. За рекой и трава была гуще, и воздух свежее.

3. Мой долг -  хорошо учиться и я буду его выполнять.

4.Родина с нами, и мы не одни, и нашею будет победа.

5. Нет ответа.

4. Укажи сложносочинённые предложения, в которых постановка знаков препинания соответствует правилам

1. Жизнь даётся один раз и надо прожить его бодро, осмысленно, красиво.

2. Иван Петрович считался лучшим хирургом, и все сложные операции поручались ему.

3. Утром небо было серое и моросил мелкий дождь, но к полудню ветер разогнал тучи и выглянуло солнце.

4. Или мы уничтожим войну или война уничтожит нас.

5. Нет ответа.

IX. Домашнее задание. Найти и записать из художественной литературы 6 сложносочинённых предложений. Слайд 25

Заключительное слово учителя.

         Изучая русский язык, мы много раз убеждались, какие безграничные возможности для выражения наших мыслей и чувств дает он. Сегодня мы говорили о возможностях сложносочиненного предложения, их экспрессивной роли в художественном тексте. Сложносочиненные предложения вместе с другими средствами языка помогают художнику слова более точно, полно, эмоционально выразить его чувства. Хочется, чтобы вы, ребята, осознали, что русский язык – это не только свод правил правописания, а величайшее наше сокровище, которым и вы можете научиться владеть.

 

 

 

Категория: Губаева О. М. | Добавил: LerVolod
Просмотров: 14967 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.7/9 |
Всего комментариев: 1
1  
Содержание урока соответствует поставленным целям. Разнообразные формы работы направлены на закрепление основных теоретических положений темы ССП. Материал имеет практическую направленность и , безусловно, полезен при подгоьттовке к ЕГЭ.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2017