Форма входа

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СС


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск





Воскресенье, 24.09.2017, 18:41
Приветствую Вас Гость | RSS
МБОУ СОШ с. Нижнебалтачево
Главная | Регистрация | Вход
Методические разработки


Главная » Файлы » Конспекты уроков » Манапова Е.З.

И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе».
[ Скачать с сервера (34.0Kb) ] 03.09.2010, 10:30

Автор составитель: Манапова Елена Зарифьяновна

Урок литературы

7 классе
«Русская литература» в 7классе

Автор учебника

Страница159-161

 

 

 

                                       
                           Тема урока: И.С. Тургенев   «Стихотворения в прозе».
 

 « Красота  и богатство  русского языка в стихотворении «Русский язык»
Цель урока:
- углубление знаний учащихся о творчестве И.С.Тургенева, создавшего цикл «стихотворений в прозе» - нового для учащихся жанра;
- знакомство со стихотворением «Русский язык», мотивами его создания, своеобразием сюжетного материала;
- раскрытие мыслей и чувств лирического героя;
- повторение известных учащимся теоретических сведений об изобразительных средствах русского языка, знакомство с риторическим восклицанием.

                                                               «Что можно сказать…
                                                               о произведениях Тургенева? –
                                                               что после прочтениях их легко дышится,
                                                               легко верится, тепло чувствуется»
                                                                                           М.Е.Салтыков-Щедрин

      Урок начинается с беседы по вопросу домашнего задания.

Вопросы:

1.      Кто из героев в рассказе Тургенева «Бирюк» стоит на наиболее высокой нравственной позиции? Мужик? (осмелившийся своровать, чтобы не дать пропасть семье) Автор? (жалеющий мужика, готовый откупить его) Бирюк?
(Мужик нарушает закон – нельзя брать чужого, но он не виноват: у него нет выхода, иначе погибнет от голода его семья, дети. Он жалок в совей озлобленности и ненависти к Бирюку, но они вызваны его отчаянным положением.
Автор добрый человек, он понимает мужика и хочет ему помочь, предлагая неподкупному Бирюку деньги, от которых нищий Бирюк отказывается. Однако, видя отчаяние мужика, жалея его, сам нарушает свой жизненный закон и отпускает вора. Таким образом, на наиболее высокой нравственной позиции стоит Бирюк: ведь жалость автора – лишь незначительная сумма денег, а жалость Бирюка может обернуться для него самого бедой. И он все-таки отпускает мужика!)

2.      Опишите комнату Бирюка.
     (Звучит музыка «Полонез Огинского). Разговор о творчестве Тургенева продолжается небольшой информацией о последних годах жизни писателя, годах, когда определилась его длительная предсмертная болезнь.

       -- Все чаще обращаясь к мысли о смерти, писатель создает цикл произведений, в котором проявляется интерес к «разнообразным явлениям жизни»: размышления о судьбе русского крестьянина, утверждение моральной силы и нравственного превосходства простого человека; вера в великое будущее русского народа; тема всепобеждающей любви, молодости, вино обновляющейся жизни. Обратим внимание учащихся на то, что, когда возник вопрос о напечатании стихотворений, Тургенев решил озаглавить их латинским словом «Senilia» (Старческое), а книге было предпослано следующее обращение к зрителю (предлагается прослушать в записи).
       Вслед за обращением к читателю учащиеся слушают два стихотворения: «Два богача», «Воробей», тему которых они сразу определяют в ходе беседы:
«Два богача»
- О чем это стихотворение?
(диалог мужа с женой, очень бедных людей)
- Почему Тургенев начинает стихотворение с размышлений о щедрости одного из самых богатых людей того времени – Рокфеллера?
- Зачем он сравнивает пожертвования Рокфеллера с решением бедной семьи взять на воспитание племянницу-сироту?
- Что может «заронить в душу» такое стихотворение Тургенева?
- А почему это произведение названо стихотворением? Что такое стихотворение?
- Какие стихотворения вы знаете?
- В чем главная особенность этих произведений?
(в них выражается чувство, возбуждаемой в поэте каким-либо явлением природы, жизни).
- Под влиянием какого чувства пишет Тургенев стихотворение «Два богача»?
(восхищения нравственными качествами простого русского человека, щедрого, морально сильного).
- А в этом? (прослушивают «Воробей») (восхищается силой любви, перед которой умирает страх).
- Что общего в этих двух произведениях? (небольшие по объему, в них выражены чувства автора).
- Напоминают ли они еще чем-то стихотворение? (в них много эпитетов, есть метафоры и сравнения).
- Что вы помните об этих изобразительных средствах языка? (эпитеты – определения, придающие выражению образность и эмоциональность; метафоры – употребление слова в переносном значении; сравнения – форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим).
Следовательно, стихотворение в прозе – это небольшое прозаическое произведение лирического характера, в котором активно используются типичные для стихотворной речи средства выразительности.
И вот – знакомство со стихотворением «Русский язык» (прослушивание в записи)
- О чем это стихотворение?
- О русском языке – о его красоте и богатстве – мы знаем множество высказываний. Некоторые из них – постоянно перед вами (Л.Толстой, А. Толстой, М. Ломоносов.)
- Что общего в высказываниях со стихотворением?
- В чем разница?
      (Ломоносов гордится русским языком, перечисляет его достоинства, а Тургенев выражает свое отношение не только к языку, но и к народу, который им владеет, тревожится о его судьбе).
      Стихотворение было написано в 1882 году. Этот год ознаменовался в России новым усилением реакции в связи с убийством 1 марта 1882 года царя Александра II. Реакция росла, как снежный ком. В августе были приняты Временные правила о печати. Совещание четырех министров получило право закрывать любые издания и запрещать неугодным лицам заниматься журналистской деятельностью. С 1883 года стали действовать жандармские органы, специализировавшиеся на агентурной деятельности, были ограничены права университетского самоуправления.
Конечно, Тургенев не рассказал в своем произведении о том, что конкретно происходило в то время, но свое отношение, свои чувства к этому он передает.
- Как?
(«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины…».
(как ни впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома»)
- Что мы узнаем из этих строк?
(только о мыслях и чувствах лирического героя).
- Какие языковые средства использует автор?
- Какими эпитетами характеризует русский язык?
(Великий, могучий, правдивый и свободный).
- Какие чувства испытывал автор, когда употреблял такие эпитеты?
(любовь к родине, гордость за народ, веру в будущее великого народа).
- Какой прием усиливает это чувство?
- В каком предложении это чувство выражено особенно ярко?
- Почему в конце этого предложения стоит восклицательный знак? Зачем писатель его поставил?
(выражение твердой уверенности).
Прием ораторской речи, содержащий в себе утверждение, не допускающее возражений, называется риторическим восклицанием.
Урок заканчивается выразительным чтением стихотворения учащимися.
           

       Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.

 

Категория: Манапова Е.З. | Добавил: LerVolod
Просмотров: 11884 | Загрузок: 612 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.5/4 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2017