Форма входа

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СС


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск





Вторник, 30.05.2017, 06:34
Приветствую Вас Гость | RSS
МБОУ СОШ с. Нижнебалтачево
Главная | Регистрация | Вход
Методические разработки


Главная » Файлы » Конспекты уроков » Манапова Е.З.

«Изобразительно-выразительная роль причастия»
[ Скачать с сервера (54.0Kb) ] 03.09.2010, 10:32

Урок- исследование

«Изобразительно-выразительная роль причастия»

Цель урока:

1.)             формирование умения использовать полученные знания в нестандартной ситуации: высказывать собственное суждение, делать выводы;

2.)             совершенствовать умение анализировать текст;

3.)             раскрыть роль причастия в художественном тексте.

 

Оборудование: карточки с текстом и заданиями, портрет Н. В. Гоголя, репродукция картины А. Герасимова «После дождя»

 

Ход урока


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесная ткань, слова, сочетания слов должны быть расшифрованы читателем, должны превратиться в духовную энергию, иначе они навсегда останутся черными значками ан белой бумаге, как некогда навсегда закрытые письмена давно умерших народов.

А. Н. Толстой


 

I.      Слово учителя

Мы подошли к концу изучения темы «Причастие», и сегодня в центре нашего внимания определения, выраженные причастиями и причастными оборотами.

Этот урок особенный: вы сегодня на просто ученики, а исследователи, которым предстоит внимательно всмотреться в причастия, понаблюдать за их «жизнью» в тексте, увидеть, как причастие побуждает к красоте наше воображение и мысль.

 

II.   – Материалом для исследования будет служить фрагмент из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Знакомство с этим произведением вам предстоит на уроках литературы в 9-м классе.

 

Старый, обширный, тянущийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадающий в поле, заросший и заглохлый, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своем картинном опустении. Зелеными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежали на небесном горизонте соединенные вершины разросшихся на свободе дерев. Белый колоссальный ствол березы, лишенный верхушки, отломленной бурею или грозою, подымался из этой зеленой гущи и круглился на воздухе, как правильная мраморная колонна; косой, остроконечный излом его, которым он оканчивался кверху вместо капители, темнел на снежной белезне его, как шапка или черная птица. Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, взбегал наконец вверх и обвивал до половины сломленную березу. Достигнув середины ее, он оттуда свешивался вниз и начинал уже цеплять вершины других дерев или же висел на воздухе, завязавший кольцами свои тонкие цепкие крючья, легко колеблемые воздухом. Местами расходились зеленые чащи озаренные солнцем, и показывали неосвещенное между ними углубление, зиявшее, как томная пасть; оно все было окинуто тенью, и чуть-чуть мелькали в черной глубине его: бежавшая узкая дорожка, обрушенные периллы, пошатнувшаяся беседка, дуплистый дряхлый ствол ивы, седой чапыжник, густой щетиной втыкавший из-за ивы иссохшие от страшной глушины, перепутавшиеся от скрестившиеся листья и сучья, и, наконец, молодая ветвь клена, потянувшая сбоку свои зеленые-листы, под один из которых забравшись бог весть каким образом, солнце превращало его вдруг в прозрачный и огненный, чудно сиявший в этой густой темноте. В стороне у самого края сада, несколько высокорослых,  не вровень другим, осин подымали огромные вороньи гнезда на трепетные свои вершины.

- Внимательно прочитайте про себя текст и постарайтесь представить картину, нарисованную автором. (Чтение текста заранее подготовленным учеником).

 

III. – Какую картину вы представили читая текст? Сравните ваши впечатления с изображением сада на репродукции картины художника. Что объединяет художественный текст и картину  и чем они отличаются? (И художественном тексте, и на картине – буйное цветение, изумрудное море листьев, торжество природы. Вместе с тем на картине чувствуется присутствие человека: на столе стоит ваза с цветами, сад имеет ухоженный вид, и кажется что, вот-вот на веранду выйдет кто-нибудь из дома. В тексте – сад дикий, стихийно разросшийся, уже больше похожий на лес, чем на сад. В тексте гораздо больше деталей: перечислены различные виды деревьев и кустарников, перила, беседка и вороньи гнезда и т. п.)

 

IV.            – Художник Герасимов передал красоту и очарование сада красками. А как это удалось сделать Гоголю? Нам предстоит ответить на эти вопросы, проведя исследование. Для решения этой задачи мы разделимся на пять групп, каждая из которых получит творческое задание.

         Вопросы группы 1

1.                К какому типу речи относится данный фрагмент текста?

2.                Что описывает автор в тексте?

3.                В каком стиле написан текст?

4.                Докажите, что Гоголь очеловечивает, одушевляет природу.

Отвечая на вопросы, приводите доказательства из текста.

 

Вопросы для группы 2

1.                Какими частями речи автор широко пользуется в описании природы? Какова доля причастий в тексте? Подтвердите примерами.

2.                Какие формы причастий представлены в этом фрагменте? Какую роль они играют в описании? Какое звучание придают описание тексту?

 

Вопросы для группы 3

1.                Чем объясняется выбор автором контекстуальных синонимов вытыкавший и протянувшая?

Почему употреблены разные причасти? Только ли для того, чтобы не повторить одни и те же слова? Какой троп здесь использует автор?

2.                Как часто этот троп встречается в тексте?

3.                Какую мысль автора он передает?

 

Вопросы для группы 4

1.                Представлены ли в тексте причастные обороты?

2.                Какой ритм они создают?

3.                Попробуйте расположить предложения с причастными оборотами как стихотворный текст. Это поможет вам почувствовать ритмическую организацию прозаического отрывка. К какому выводу вы пришли?

4.                Замените несколько предложений с причастными оборотами синонимичными конструкциями. Сравните.

 

Вопросы для группы 5

1.                Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?

2.                Какие средства поэтического синтаксиса вы увидели в тексте?

 

В течение 10-15 минут учащиеся работают в группах. Затем представитель от каждой группы выступает с результатами исследований. Приведем примеры выполнения заданий творческими группами.

 

1.     Данный фрагмент является описанием природы. Типовым значением для него служит предмет и признаки. Стиль текста – художественный. В тексте много причастий, благодаря которым мы чувствуем дыхание сада, его стремление к солнцу. Здесь много олицетворений: хмель, душивший внизу кусты бузины; Бежавшая узкая дорожка и др.

Автор выделяет среди множества растений хмель. На кажется, что он похож на задорного, игривого мальчишку: сначала он глушит внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника, потом пробежал по верхушке всего частокола, вбежал вверх и обвил до половины сломленную березу. Он как будто играет со всеми, кто живет в саду вместе с ним.

2.     В описании сада Гоголь использует глаголы, деепричастия, причастия. Больше всего причастий, их в тексте 25: тянущийся, выходивший, пропадавший, заросший, глушивший, пробежавший и др.

Представлены формы действительных и страдательных причастий прошедшего времени совершенного и несовершенного вида.

Благодаря использованию причастий мы видим угасание, старение одних деревьев и движение к свету, к солнцу других: седой чапыжник, вытыкавший из-за ивы сучья, и … молодая ветвь клена, протянувшая … лапы-листы; белый ствол березы, лишенный верхушки и зеленые облака соединенных в воздухе вершин деревьев. Глагольные признаки причастий помогают представить картину сада в движении.

3.     Нам нужно было объяснить, почему автор, рассказывая о ветвях деревьев, использует различные причастия: чапыжник – вытыкавший, а ветвь молодого клена – протянувшая … свои зеленые лапы.

Разны причастия автор употребляет не только для того, чтобы не повторяться. Листья и сучья чапыжника – сухие, колючие, а это впечатление усиливается словом вытыкавший.  Иссохший о страшной глушины чапыжник еже не имеет сил, чтобы расти, и поэтому в последнем отчаянном рывке он пытается пробиться к свету, но сил недостаточно. И он только вытыкается. А ветвь клена – молодая, гибкая, она дружелюбно   протянула свои листы-лапы. Форма кленового листа напоминает ладонь, и поэтому ветвь клена воспринимается как приветливо протянувшаяся навстречу идущему рука.

4.     В этом тексте много причастных оборотов: сад, тянущийся позади дома; ствол березы, лишенный верхушки; хмель, глушивший внизу кусты бузины, и так далее.

Причастные обороты придают тексту мелодичность и особый ритм, создают ощущение плавной мелодии.

Мы расположили строки как в стихотворении:

Старый, обширный,

Тянувшийся позади дома сад,

Выходивший за село

И потом пропадавший в поле,

 Заросший и заглохлый,

Казалось, один освежал

Эту обширную деревню

И один был вполне живописен

В своем картинном опустении…

Причастные обороты придают прозаическому тексту ритмичность, мелодичное звучание.

5.     Фрагмент из поэмы Гоголя – поэтическое описание старого, заброшенного сада. Художественный средства языка делают пейзаж видимым, зримым.

И наш взгляд, сад предстает перед читателями как могучий богатырь – в нем все величественно и мощно.

Эпитеты обширный сад, трепетолистные купола, колоссальный ствол, озаренные светом чащи, прозрачный и огненный лист клена подчеркивает грандиозность развернувшейся перед нами картины.

Больше всего в тексте олицетворений, подчеркивающих, что сад – это живое существо, которое борется за жизнь. Такое восприятие сада рождает ассоциацию: сад представляется огромным оркестром – у каждого дерева, у каждой травинки есть свой голос, как у музыкального инструмента. И звучит могучая музыка сада как музыка жизни.

 

V. Подведение итого урока

-Вернемся к главному вопросу нашего урока: какова роль изобразительно-выразительная роль причастий? Как причастия помогают принять идею этого текста? (Н. В. Гоголь, широко  используя причастия, передает свое виденье природы как одухотворенного, светлого и солнечного мира. Глагольные признаки причастия помогают почувствовать дыхание, движение, действие, стремление к солнцу, а признаки прилагательного в причастиях делают этот дикий, заброшенный сад ярким, как на картине художника. Автор помогает нам понять, что природа – духовный собрат человека).

 

 

VI. Домашнее задание

Изобразите зимний (весенний, летний, осенний) лес как деятельное, одухотворенное существо, включив в писание обособленные определения, выраженные причастными оборотами. В качестве образца используя фрагмент поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Манапова Е.З. | Добавил: LerVolod
Просмотров: 4281 | Загрузок: 266 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2017