Форма входа

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СС


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск





Воскресенье, 24.09.2017, 18:41
Приветствую Вас Гость | RSS
МБОУ СОШ с. Нижнебалтачево
Главная | Регистрация | Вход
Методические разработки


Главная » Файлы » Конспекты уроков » Манапова Е.З.

«Я к вам пишу — чего же боле?»
[ Скачать с сервера (74.5Kb) ] 03.09.2010, 10:33

    Музейный урок
                      «Я к вам пишу — чего же боле?»

                       (письмо и почта в пушкинскую эпоху)

 

Цель урока: воспитание культуры речи, бережного, внимательного отношения к слову.

Задачи: познакомить с особенностями эпистолярного жанра, письма как уникального изобретения человечества и феномена культуры; показать ценность эпистолярного жанра (на примере переписки пушкинской эпохи): письмо – важнейший документ конкретной эпохи; заинтересовать учащихся в использовании письма как средства передачи своих чувств и мыслей.

Аудитория: учащиеся 8 —11 классов

Время проведения: 30 — 35 минут

Место проведения: «зеленая» гостиная музея-усадьбы «Тригорское» , (как вариант: льнохранилище в Михайловском)

Основные методы педагогического воздействия: повествовательный, метод сравнения, вопросно-ответный, стимулирования самостоятельной деятельности.

Проверка эффективности: творческое задание.

Дидактические материалы: карточки с текстами писем пушкинских героев, родителей А.С. Пушкина.

 

Ход урока

 

1. Вступительная часть

Сегодня у вас необычный урок — музейный, поскольку мы находимся в одном из музеев — усадеб Пушкинского Заповедника — в Тригорском, и говорить будем не о математике или физике, а о музейных предметах — о письмах.

 

- Скажите, а кто из вас писал когда-нибудь письма? Обычные, бумажные письма в конверте? Много ли вы написали писем в своей жизни?

Писать письма – традиция давняя. Письма несут богатейшую информацию, они непосредственные и неподкупные свидетели ушедших эпох. Письма несут информацию о нравах, вкусах и устремлениях людей прошлого и настоящего. Они описывают как мельчайшие бытовые подробности, так и события исторического масштаба, но все-таки, прежде всего, и ярче всего они повествуют о душе человеческой, о бурях, разыгрывающихся в ней. Тема письма во все времена была актуальна. Так, история обмена известиями начинается еще в доисторические времена. Тогда информация передавалась дымом костров, ударами в сигнальный барабан, звуками труб. Позже стали посылать гонцов с устными сообщениями. Такой вестник заучивал «письмо» со слов отправителя, а затем пересказывал его адресату. Память об этом сохранилась в нашем языке: мы чаще говорим «в письме сказано», чем «в письме написано». Об истории почтовой связи можно говорить долго и много. Мы сегодня познакомимся с традицией писать письма в пушкинское время, поговорим о письмах пушкинских героев, а также узнаем об особенностях почтовой связи в XIX веке.

2. Основная часть.

Исследуя быт и традиции русского дворянства в контексте «женского мира» Юрий Лотман отмечал: «К концу XVIII века речь шла уже не о грамотности и не только о способности выражать в переписке свои интимные чувства. К этому времени частная переписка (семейная, любовная), постепенно разрастаясь, превратилась в неотъемлемую черту дворянского быта. Письма эти не хранили, и огромное число их погибло, но то, что сохранилось, свидетельствует, что жизнь женщины без письма стала невозможной...

Письмо стало определенным жанром с множеством разновидностей. С возникновением переписки как части культурного поведения утверждается деление: печатное слово обращено от государства к грамотной части общества, письменное — от одного частного лица к другому. Но постепенно картина усложняется».

Умение составлять письма было присуще немногим. В средние века их писали «на заказ» монахи. В Италии и Испании еще лет сто назад были весьма распространены конторки общественных писцов, которые писали либо под диктовку неграмотных заказчиков, либо, руководствуясь собственным вдохновением, но на заданную тему. Не попав в нужный стиль, отправитель мог произвести на нужную персону неблагоприятное впечатление. Издавна существовали специальные сборники трафаретов — впоследствии они получат общее название «письмовников».

Широкую известность снискало "Наставление, как сочинять и писать всякия письма к разным особам, с приобщением примеров из разных авторов”. В 1793 году оно вышло в свет под названием "Полный всеобщий письмовник, или Подробное и ясное наставление, как сочинять и писать всякого рода письма, просительныя, жалобныя, одобрительныя, дружеския, увещательныя, нравоучительныя, с переводом некоторых писем знаменитых новых иностранных писателей, купеческия и вообще деловыя письма, контракты, одобрения, росписки, пропуски и письменный вид крепостным людям, формы купеческих ассигнаций, свидетельства, верющия и посылочныя письма”.

В 1916 году в Москве был издан "Полный письмовник для влюбленных (настольная книга для молодых людей)”. Здесь учитывались все гипотетические ситуации.

Сейчас мы с вами познакомимся с несколькими готовыми письмами. Их нужно было только списать, правильно подобрав к своей ситуации.

 

Он – ей:

"Едва я увидел Вас в первый раз, как уже понял, что моя судьба решена навеки... Позвольте мне надеяться, что мое постоянство и почтительность когда-нибудь тронут Ваше сердце”.

 

Она - ему:

"Выраженные Вами чувства чрезвычайно лестны для меня... Но только я боюсь, не приняли ли Вы за любовь игру воображения? Разберите хорошенько Ваши чувства, и если Ваша любовь действительно не минутная вспышка воображения, то я сочту себя счастливою и не откажусь отвечать Вам взаимностью”.

 

А вот письмо, означающее разрыв:

"Гибельный случай открыл мне всё: вчера я узнал, что вы перестали меня любить. Другой, более счастливый, завладел вашими мыслями. Я не стану упрекать вас, но мое сердце поражено печалью, а на будущее время я сочту обязанностью, как для вас, так и для себя, избегать вашего присутствия”.

Форму литературного письма в русский роман ввел Николай Михайлович Карамзин. Его "Письма русского путешественника” стали бестселлером восемнадцатого века, справочником для путешественника.

А вот в лирический шедевр письмо превратилось под пером А.С. Пушкина. Пушкинская Татьяна нашла немного последовательниц в реальной жизни, но, тем не менее дала эталон достойного поведения в весьма деликатной ситуации.

Пушкинская эпоха отличалась особым отношением к писанию писем. Из нелитературного, преимущественно бытового жанра письмо на рубеже веков превратилось, как отмечал Ю.Тынянов, в "факт литературы”, т.е. самостоятельный жанр, способный соревноваться с традиционными литературными жанрами. Однако в отличие от эпистолярной практики 18 века, письма самого Пушкина и его окружения гораздо реже бывали интимными и исповедальными. В письме Н.И. Кривцову в 1819 году Пушкин признавался: "Я <не> люблю писать писем. Язык и голос едва ли достаточны для наших мыслей – а перо так глупо, так медленно – письмо не может заменить разговора”.

Как и большинство современников, Пушкин писал письма как по-русски, так и по-французски. Французские письма составляют более 20% от общего числа дошедших до нас писем Пушкина. По-французски Пушкин писал женщинам: среди писем есть письма светские, любовные.

В основе французских и русских писем заложены разные поэтические принципы: если русское письмо мыслилось Пушкиным как преимущественно оригинальный (неповторимый) текст, то французские письма отличались большей ритуальностью, особой литературностью.

В своей художественной прозе и поэзии А.С. Пушкин достаточно широко использовал эпистолярную форму в ее различных модификациях: в жанре послания, или стихотворного письма, в жанре эпистолярного романа; кроме того, в свои произведения он нередко вводил письма как способ самохарактеристики героев.

"Письма больше, чем воспоминания, это – само прошедшее, как оно было, задержанное и нетленное”, - писал Герцен в "Былом и думах”.

 

- Назовите известные вам произведения русских писателей XIX века, где присутствует переписка героев.
(Ф.М. Достоевский "Бедные люди”, А.И. Куприн "Гранатовый браслет”, "Поединок”)

Есть еще один рассказ, знакомый нам с детства. Его автор – А.П. Чехов. Рассказ называется "Ванька”. Девятилетний крестьянский мальчик Ванька Жуков, привезенный из деревни в Москву и отданный в ученье к сапожнику, пишет письмо своему деду: "Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку... Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес: "На деревню дедушке". Потом почесался, подумал и прибавил: "Константин Макарычу". Выражение "на деревню дедушке" употребляется шутливо, когда говорят о неточном адресе или о его отсутствии.

 

- В каких произведениях А.С. Пушкина упоминаются письма или приводится их текст полностью?
("Метель”, "Выстрел”, "Барышня-крестьянка”, "Роман в письмах”, "Евгений Онегин”, "История села Горюхина”, "Дубровский”)

Одна из героинь пушкинского "Романа в письмах”, Лиза, пишет своей приятельнице Саше: «Пиши ко мне как можно чаще и как можно более: ты не можешь вообразить, что значит ожидание почтового дня в деревне. Ожидание бала не может с ним равняться».

 

- А почему главная героиня ждет не дождется писем? Почему даже ожидание бала не может сравниться с письмом?

(Письма – единственное средство связи с миром, ведь в пушкинское время отсутствовали и телефон, и телевизор, и прочие доступные нам ныне возможности.) Действительно, почтовый день в усадьбах ждали с нетерпением; день получения писем был праздником. В "Евгении Онегине” автор отмечает, что главный герой опаздывает из-за почты: "Да, видно, почта задержала”. Оказавшись в деревне, Онегин получал корреспонденцию 1 – 2 раза в месяц. О том, что почтовый день становился событием для провинциала, удаленного от обеих столиц, сохранились многочисленные свидетельства. В отрывке из романа "Магнетизер” А.Погорельского (1830) екатерининский купец Анисим Аникеевич Фесюрин бросает свои дела на целых 2 дня, когда приходит почта, жена укоряет его: "Уж мне, право, эти петербургские журналы! Как приедет почта, так два дня к нему приступу нет”.

В те дни скорость прохождения почты была невысокой. Так, письмо из Москвы поступало в Ригу на десятый – одиннадцатый день, в Псков – через 7 – 8 дней, при этом плата взыскивалась довольно высокая. Вес писем измерялся золотниками. Один золотник равнялся 4,26 гр. С каждого золотника отправления взималось: от Москвы до Пскова – по 8 копеек, до Новгорода – по 6 копеек, до Риги по 10, до Берлина – по 25 копеек. Отправить письмо обычного (в нашем понимании) веса из Москвы в Ригу стоило около 40 копеек (при ценах того времени: сена – 8 копеек пуд, овса – 12 копеек пуд и пр.). Таким образом, услугами почты того времени могли пользоваться только довольно обеспеченные люди.

В первой четверти 19 века в России производилось более 20 сортов бумаги: несколько сортов писчей бумаги, почтовая, голландская, картонная, обойная, цветная, нотная, книжная, пергаментная и др. Наиболее ходовыми были писчая, печатная и оберточная бумага. Писчая бумага в пушкинское время производилась трех видов: почтовая – для письма, канцелярская (гербовая) и простая для копий и черновиков. Бумага могла быть разного цвета и качества. Количество бумаги в России исчислялось так:

24 листа = десть,

20 деcтей = стопа,

10 -12 стоп = кипа.

 

- Скажите, а какими принадлежностями для письма пользовались в пушкинское время?
(перо, чернила)

Первыми средствами для изображения символов были рука, палка и камень. Рукой и палкой можно было рисовать на песке, а камнем – на скале.

Первые упоминания об употреблении гусиных перьев для писания относится уже к 7 веку. Гусиные перья просуществовали почти до конца восемнадцатого века.

В пушкинское время письменные принадлежности не были столь разнообразны, как сейчас: современники Пушкина пользовались только гусиными перьями и карандашами. В некоторых случаях применяли аспидные (изготовленные из аспида, черного сланца) грифельные доски: для письма и рисования, в школьном обиходе, для черновых записей, подсчетов и пр. «Возьми-ка аспидную доску, да ступай за мною», - говорит Петр Ибрагиму в «арапе Петра Великого» и диктует ему указы.

И в пушкинское время перо оставалось едва ли не единственным инструментом письма. Гусиное перо позволяло писать с большой скоростью и издавало при письме характерный скрип».

"Шум от перьев был большой, - замечал Н.В. Гоголь, - и походил на то, как будто бы несколько телег с хворостом проезжали лес, заваленный на четверть аршина иссохшими листьями» («Мертвые души»).

Гусиные перья поступали в продажу обычно в пучках по 25 штук, обвязанных бечевкой; разумеется, в поместьях обычно перья не покупали. Перья из левого крыла птицы ценились больше, так как их изгиб был удобнее для руки пишущего. При очинке у пера срезали наискось конец с наружной стороны, затем до половины – с противоположной, так, чтобы получился полукруглый желобок; середину желобка надрезали острым перочинным ножиком для образования расщепа. Расщеп пера мог быть разным – в зависимости от индивидуальной манеры письма пишущего и от того, для какого письма оно предназначалось.

Гусиное перо довольно быстро списывалось – приходилось чинить его заново или поворачивать верхней стороной вниз. В 1809 году была изобретена машинка для очинки гусиных перьев, но в России это изобретение не привилось. Для приобретения необходимых навыков письма и правильного держания пера рекомендовались особые приемы, вплоть до перевязывания отдельных пальцев и подтягивания их к кисти рук. При письме гусиным пером все линии, выводившиеся справа налево, снизу вверх, овалы и прочее, давались с трудом, даже в умелых руках нередко вызывали брызги. Гусиным пером можно было писать лишь на хорошо проклеенной бумаге.

Пушкин исписывал свои перья почти до основания. Сохранились два его гусиных пера, коротких (их едва можно держать в пальцах), обгрызенных сверху. И.И. Пущин в "Записках о Пушкине” вспоминал: "...везде разбросаны исписанные листы бумаги, всюду валялись обкусанные, обожженные кусочки перьев (он всегда с самого Лицея писал оглодками, которые едва можно было держать в пальцах)”.

Стальные перья были изобретены в конце 18 века англичанином Гаррисоном, но они не получили распространения. Писать стальным пером пробовал в начале 1830–х годов и Пушкин (в рукописях поэта сохранилось несколько сделанных таким пером записей и рисунков), но к нему поэт так и не привык.

Для более быстрого письма и в случаях, когда не было возможности использовать перо и чернила, Пушкин прибегал к карандашу (вставленный в дерево графитовый стержень, состоящий из смеси размолотого графита с очищенной глиной и клеящих веществ). Так, карандашом сделаны записи в записных книжках поэта, некоторые черновые наброски и рисунки. Карандаши, как и в наше время, различались по мягкости.

Что касается чернил, то лучшего качества орешковые чернила ввозились в Россию из-за границы, а чернила отечественного производства изготавливались в аптеках фармацевтами. Рецептов изготовления чернил существовало много. Считалось, что чем старее чернила, тем они лучше. Пушкин, когда у него запас чернил подходил к концу, разводил их водой.

Распространение конвертов в России относится к первой четверти 19 века, но долгое время многие продолжали обходиться без них, складывая письма соответствующим образом. Пушкин конвертами почти не пользовался, предпочитая складывать и запечатывать письма облаткой или сургучом. Так поступают и герои некоторых пушкинских произведений.

Татьяна то вздохнет, то охнет,
Письмо дрожит в ее руке;
Облатка розовая сохнет
На воспаленном языке. <…>
Она зари не замечает,
Сидит с поникшей головой
И на письмо не напирает
Своей печати вырезной.

Героиня «Метели» запечатывает письма «тульской печаткой, на которой изображены были два пылающих сердца с приличной надписью».

 

- Как вы думаете, что такое облатка?

Согласно словарю В.И. Даля, облатка – мучной или бумажный кружок для запечатывания писем. Даль также отмечал, что облатки покупались заранее и хранились в специальных коробочках – облаточницах. Облатки с оттиском печати хранили и пушкинские письма к многочисленным адресатам.

Сургуч же разогревали на свече, капали на конверт или письмо и прикладывали печать. Пушкин пользовался печаткой с изображением фамильного герба; некоторые свои письма он запечатывал перстнем-талисманом (золотым кольцом витой формы с большим камнем красноватого цвета и вырезанной на нем зеркально восточной надписью), подаренным ему в Одессе Е.К. Воронцовой; этот перстень носил поэт до самой смерти.

До конца XVII века в России для запечатывания мешков с корреспонденцией применялись различные печати: приказные, воеводские, таможенные, личные штемпеля почтмейстеров. На рубеже XVII – XVIII вводятся специальные почтовые печати сначала на "немецкой”, а затем и на ямской почтах. Закладываются основы унификации почтовых отправлений, оформления их внешнего вида по единому образцу. В конце восемнадцатого века появляются специальные штемпеля, оттискиваемые краской на каждом отдельном письме.

До 1821 года переписываться или посылать неценные грузы по почте можно было только жителям разных городов. Первые городские почтовые отделения, позволяющие отправлять почту в пределах одного города, открылись в Петербурге 1 марта 1821 года. Первое расписание почт появилось в последней четверти 18 века, его составил главный смотритель Нарвских почт А.М. Волков.

В начале 19 века расписания, маршруты, денежные сборы и другие полезные для путешественников сведения печатались в "почтовых дорожниках”. В одной из таких книг, изданной в 1824 году, в разделе "о почтах” говорилось: "Легкия почты (т.е. для пересылки писем) отправляются из Санкт-Петербурга до Москвы и от Москвы до Санкт-Петербурга 4 раза в неделю, а на прочих трактах по 2 или по 1 разу в каждую сторону”. Почтамты находились во всех губернских городах. Пушкин был знаком с петербургским и московским почт-директорами К.Я. и А.И. Булгаковыми. В их обязанности также входило следить за расписанием почт.

Первые почтовые ящики появились в России в 1848 году, а 10 декабря 1857 года была выпущена первая почтовая марка достоинством в десять копеек. Сюжеты рисунков русских марок до 1917 года, как правило, не менялись: на них изображались герб Российской империи или царствующие особы.

После отмены крепостного права, в 1865 году, была учреждена земская почта, которая обслуживала сельское население, и введены в обращение специальные земские почтовые марки. Земская почта являлась продолжением правительственной почты в местах, где отсутствовали государственные почтовые отделения.

 

- А как вы думаете, по какому адресу писали Пушкину друзья свои письма?

 

Белорусский почтовый тракт.

Почта в Михайловское и Тригорское шла главным образом через Опочку. И этот тракт, называвшийся Белорусским, существовал до середины XIX века, когда проведено было Киевское шоссе. Почтовый тракт между Псковом и Опочкой был утвержден в 1772 году. А.С. Пушкин просил Вяземского: «Пишите мне: Ее высокор.<одию> Парасковье Александровне Осиповой, в Опочку, в село Тригорское, для дост. А.С.».

И Пушкин, и его тригорские друзья зачастую пользовались новоржевской почтой, хотя и не были ею довольны. Анна Николаевна Вульф как-то приписала в письме Пушкина к Анне Петровне Керн: «Мои письма теперь не читают; они тащатся через Новоржев и могут даже затеряться».

Через Остров проходил почтовый тракт, которым пользовался поэт, отправляясь из Михайловского в Псков, а иногда из Петербурга в Михайловское и обратно. Часто этим путем шли и письма из Михайловского и Тригорского в Москву и Петербург. Штемпель Острова стоит, например, на одном из писем Пушкина к Алексею Николаевичу Вульфу (от 7 мая 1826 года). В этом письме Пушкин рассказывает, что останавливался в Синске.

Почтовая станция Синская была в районе впадения реки Синей в р. Великую, в Островском уезде, по пути из Михайловского на Остров и Псков. Из переписки Н.О. Пушкиной с дочерью О.С. Павлищевой, известно, что возможности отправки писем и их получения у Пушкиных были довольно большие: станции Опочка, Синск, Остров, Новоржев. Так, Надежда Осиповна пишет: «…Пишите нам по-прежнему на Новоржев, тамошняя почта лучше Синской»; «…Я предпочитаю Новоржевскую почту, и ежели есть письма заблудшие, то наверняка это по милости г-жи Осиповой, которая забывает их отправлять, или почтмейстера Синского, который пьяница, тогда как Новоржевский не пьет».

Письмо - это носитель информации. И мы уже говорили, что друзья, родственники, жившие далеко друг от друга, с нетерпением ожидали писем, новостей. Так, одна из героинь пушкинского "Романа в письмах” просит свою подругу: «Пиши ко мне, мой ангел, письма твои будут мне большим утешением. Что ваши балы, что наши общие знакомые? Хоть я и сделалась затворницей, однако ж я не совсем отказалась от суеты мира — вести об нем для меня занимательны».

К написанию писем подходили очень серьезно, писали содержательные и подробные "отчеты” о жизни, о событиях, происшествиях.

Сейчас мы с вами познакомимся с несколькими письмами Надежды Осиповны и Сергея Львовича Пушкиных, родителей поэта. Я предлагаю вам зачитать эти письма. (школьники читают письма от лица авторов).

Категория: Манапова Е.З. | Добавил: LerVolod
Просмотров: 3423 | Загрузок: 197 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.7/3 |
Всего комментариев: 1
1  
РНТВ

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2017